Полезная информация
Грузозахватные приспособления
Проектирование грузозахватных приспособлений (стропов, захватов, траверс и др.) должно выполняться в соответствии с ПБ 10-382-00 и другими нормативными документами.
Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других работ кранами производятся при помощи грузозахватных приспособлений. В зависимости от назначения, формы, размеров и массы груза, а также условий производства работ кранами используются разные грузозахватные приспособления: стропы, траверсы, клещи, захваты.
За качество разработки проекта и изготовления грузозахватного приспособления и тары, а также за соответствие их Правилам ответственность несет организация, выполняющая соответствующую работу. От правильного и качественного выполнения проекта грузозахватного приспособления в значительной степени зависят его надежность и безопасность в процессе эксплуатации. Ошибки, допущенные при проектировании грузозахватных приспособлений, могут привести к тяжелым последствиям.
Поэтому при проектировании новых и совершенствовании существующих грузозахватных приспособлений необходимо учитывать предъявляемые к ним требования.
Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений являются:
- прочность и надежность конструкции;
- минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;
- удобство в обслуживании;
- простота конструкции;
- обеспечение сохранности захватываемого груза;
- соответствие особенностям, технологическим процессам и проектам производства работ.
Проектирование грузозахватных приспособлений осуществляется специализированными организациями в соответствии с Правилами и нормативными документами. Так, проектирование стропов из стальных канатов и цепных строп осуществляется в соответствии с нормативным документом "Стропы грузовые общего назначения, требования к устройству и безопасной эксплуатации" (с изм. от 08.09.1998). Руководящий документ (далее - РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах. В РД изложены технические требования: к конструкции стропов и их элементам, материалам, по выполнению сварных соединений, к покрытиям; комплектность поставки, правила приемки; методы контроля и испытаний; маркировка, упаковка, транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.
Проектирование стропов на текстильной основе осуществляется согласно РД 24-СЗК-01-01 "Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации".
Руководящий документ распространяется на стропы, изготавливаемые из текстильных лент и используемые в качестве грузозахватных приспособлений для подъема различных грузов грузоподъемными машинами (кранами).
РД устанавливает типы, основные параметры стропов из текстильных лент, а также основные технические требования к конструкции указанных стропов и материалам, из которых они изготавливаются.
РД содержит требования к изготовлению, приемке и испытаниям стропов из текстильных лент, а также требования к их безопасной эксплуатации.
РД предназначен для применения на промышленных, транспортных и складских предприятиях и распространяется на стропы из текстильных лент. Типы стропов (по исполнению) должны соответствовать одному из основных исполнений, приведенных в РД: ветвевые петлевые однослойные или многослойные для навески одной петлей (или одной частью петли) на крюк грузоподъемной машины и присоединения другой петлей (или другой частью петли) непосредственно к грузу; кольцевые однослойные или многослойные для непосредственной обвязки грузов самим стропом и присоединения концов стропа к крюку; составные (стропы-полотенца), образованные двумя или более идентичными полосками ленты, расположенными на одной линии в ширину и заканчивающимися на каждом конце звеном, общим для всех полос. Полосы могут быть соединены друг с другом в разных местах, например гибкими стежками. Если подобные стропы состоят из нескольких слоев ленты, их называют составными многослойными. Составной строп-полотенце может состоять из нескольких кольцевых стропов, насаженных на одно металлическое звено.
Ветвевые стропы могут иметь различные исполнения по концевым элементам. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями (с двумя замкнутыми мягкими петлями на концах) - СТП (рис. 1).
Одиночный петлевой строп с одним металлическим звеном - с одной замкнутой петлей на одном конце для навески на крюк грузоподъемного механизма и на другом конце- замкнутой петлей с металлическим звеном, например для навески дополнительного крюка, - СТ13 (рис. 2).
Ветвевой строп с двумя металлическими звеньями по концам - СТ23 (рис. 3, 4).
Рис. 1. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями - СТП |
Рис. 2. Одиночный строп с одним металлическим звеном - СТ13 |
Рис. 3. Одиночный строп с двумя металлическими звеньями - СТ23 |
Рис. 4. Одиночный строп с металлическими звеньями, позволяющими использовать строп в самозатягивающемся варианте, -СТ23С |
Два концевых звена могут быть идентичными или различными: если строп должен использоваться в самозатягивающемся варианте, то одно звено должно проходить через другое.
Расчет стропов из стальных канатов должен выполняться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.
Расчетную нагрузку отдельной ветви многоветвевого стропа назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного 90°.
Для стропа с числом ветвей более трех, воспринимающих расчетную нагрузку, учитывают в расчете не более трех ветвей. При расчете стропов, предназначенных для транспортировки заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов могут быть приняты фактические углы.
Грузовые стропы предназначены для обвязки и навешивания на крюк крана твердых грузов. Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям. Они бывают канатные, цепные, хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые. Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов (резинотехнические изделия, хлопчатобумажная тара и т. п.) при производстве погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах.
Цепные стропы чаще всего применяют при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла, металлоизделий, заготовок и деталей, ковшей для металла и другой тары в металлургическом и машиностроительном производстве.
Канатные стропы получили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, работ по подъему и перемещению твердых грузов (оборудование, трубы, строительные детали, металл и т. п.) кранами.
При проектировании канатных стропов должны использоваться стальные канаты крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688, ГОСТ 7668 и ГОСТ 7669.
Коэффициент запаса прочности каната по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 6.
Стальной канат свит из прядей, каждая из которых состоит из стальных проволок диаметром 0,2-2 мм. Пряди навиты вокруг органического сердечника, пропитанного смазкой. Сердечники служат накопителем смазки для уменьшения износа проволок и предохранения их от коррозии, придают канату эластичность, предотвращают просадку прядей к центру. Стальные канаты, устанавливаемые на грузоподъемные краны, должны соответствовать государственным стандартам и пройти испытание.
Стальные канаты, изготавливаемые из круглой проволоки, подразделяются по ряду признаков:
- по форме поперечного сечения - на круглые и плоские;
- по конструктивному признаку - на канаты одинарной, двойной и тройной свивки;
- по форме поперечного сечения прядей - на круглые и фасонопрядные;
- по способу свивки - на обыкновенные раскручивающиеся и нераскручивающиеся;
- по материалу сердечника - с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов (о. с.) и с металлическим сердечником (м. с);
- по направлению свивки - правой и левой свивки;
- по сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки - на канаты односторонней свивки (направление свийки каната и свивки прядей по наружным проволокам одинаковые); канаты крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположные), канаты комбинированной свивки (с чередующимися через одну направлениями свивки прядей).
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т. п.).
Расчет стропов из стальных канатов с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали выполняют в соответствии с РД 10-33-93.
Рис. 5. Канатный строп четырехветвевой:
I, II, III, IV - ветви каната; 1 - подвеска;
2 - коуш, 3 - заплетка; 4 - канат;
5 - крюк; 6 - замок (защелка)
Применяемые стальные канаты для изготовления стропов должны иметь сертификат (свидетельство), в котором кроме других сведений должны быть указаны диаметр каната, его назначение, марка, вид покрытия, направление свивки, сочетание направлений свивки, способ свивки, степень крутимости, маркировочная группа, диаметр проволоки, суммарное разрывное усилие, дата приемки и другие требования, предусмотренные сертификатом, в соответствии с которым изготовлен канат.
Важным условием обеспечения надежности стропов при их использовании для подъема и перемещения грузов является прочность канатных ветвей. Стропы в процессе работы подвергаются сложным статическим и динамическим нагрузкам, ударам, истиранию, коррозии и другим механическим и атмосферным воздействиям. В результате их прочность нарушается. Поэтому коэффициент запаса прочности канатов по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен при проектировании стропов устанавливаться не менее 6.
При проектировании цепных стропов должны использоваться круглозвенные цепи. Коэффициент запаса прочности цепи по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 4.
Преимущество стальных цепей в сравнении со стальными канатами состоит в их высокой гибкости, простоте конструкции, технологичности и способности огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного ежедневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.
Цепные стропы, аналогично канатным стропам, по числу ветвей разделяют на одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые и универсальные (рис. 6). Расчет цепных строп проводят в соответствии с РД 10-33-93.
Расчет трехветвевых и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.
При расчете на действие нормальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6 и 5 соответственно.
При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушинами при расчете на растяжение - не менее 1,5.
При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны
Рис. 6. Стропы цепные:
а - звено одноветвевого стропа; б - двухветвевой строп; в - трехветвевой строп; г - четырехветвевой строп; д - универсальный (кольцевой) строп сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.
Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
Определение усилий в канатах и цепях двухветвевых, трехветвевых и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 7).
Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 300, но не более 500 °С, снижают на 25%, а выше 500 °С - на 50%.
Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с ограниченным сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100 °С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150 °С.
Рис. 7. Строповка груза двухветвевыми (а), трехветвевыми (б) и четырех- ветвевыми (в) стропами
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400 °С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру выше 400 °С, не допускается.
При проектировании стропов из канатов и лент, для ветвей которых используют пеньковые, хлопчатобумажные или синтетические материалы, коэффициент запаса прочности по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 8.
Стропы из канатов и лент, для ветвей которых используют пеньковые, хлопчатобумажные или синтетические материалы, имеют пониженную прочность по сравнению с канатными и цепными стропами, недолговечны в эксплуатации. Чаще всего их применяют для разового использования при подъеме и перемещении грузов кранами.
Проектирование и изготовление таких стропов осуществляется специализированными организациями по нормативным документам.
Например, проектирование стропов (см. рис. 1, 2 ,3 , 4) на текстильной основе осуществляется с учетом требований РД 24-СЗК-01-01.
Расчет лент стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
Определение усилий в канатах и цепях двухветвевых, трехветвевых и четырехветвевых стропов (при отсутствии дополнительных требований заказчика) производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 8). Если заказчиком оговорено, что угол между ветвями стропов в эксплуатации не будет превышать 90°, то в качестве расчетного принимают угол 90°.
Расчет трехветвевых и четырехветвевых стропов производят из условия, что груз удерживается тремя ветвями.
Рис. 8. Расчет лент стропов: 90 ° - угол между ветвями стропа
90° - угол между ветвями стропа
При расчете на действие номинальной нагрузки коэффициент запаса прочности для каждой отдельной ветви стропа по отношению к ее разрушающей нагрузке, указанной в сертификате, должен быть не менее 8.
Допускаемое относительное удлинение стропа при максимальной нагрузке не должно превышать 6%, независимо от коэффициента запаса прочности и величины разрушающей нагрузки.
Текстильные стропы, ленты которых изготовлены из волокон капрона, допускается применять для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше +80 °С, а стропы, ленты которых изготовлены из волокон лавсана, полиэфира, полипропилена и полиамида, - не выше 100 °С.
Минимальная температура окружающего воздуха - -80 °С для всех видов материалов лент, на которые имеются ссылки в РД 24-СЗК-01-01.
Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации двухветвевых, трехветвевых и четырехветвевых стропов, не должно превышать 1% длины одной ветви, выбранной в качестве эталона для выполнения сравнения длин.
Строп сшивается нитями из идентичного с лентой материала. Составные стропы-полотенца и двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые изготавливаются из лент одного материала и сшиваются нитями из идентичного материала.