Полезная информация
Тормоза
Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.
Наиболее ответственными механизмами кранов (лебедки) являются механизмы подъема груза и опускания (подъема) стрелы. По причине ненадежности работы тормоза или некачественного его изготовления происходят аварии и несчастные случаи при эксплуатации кранов.
К конструктивному исполнению нормально закрытых тормозов кранов должны предъявляться повышенные требования.
Автоматическое замыкание нормально закрытых тормозов должно создаваться при выключенном приводе внешней силой (усилением пружины, массой замыкающего груза и т. д.), размыкание - действием привода тормоза.
Например, колодочный тормоз закрытого типа, автоматически размыкающийся при включении привода (рис. 1), состоит из рамы, стоек, тормозного шкива, колодок, системы рычагов и гидротолкателя.
При включении электродвигателя насос создает избыточное давление, которое поднимает поршень со штоком до верхнего положения. Поршень остается в верхнем положении до тех пор, пока работает насос. При выключении электродвигателя насос останавливается, под действием внешней нагрузки и собственной массы поршень со штоком опускается вниз, перепуская рабочую жидкость из полости под поршнем в полость над поршнем, тормоз приводится в нормальное положение.
При торможении под действием сжатой пружины рычаг поворачивается и прижимает колодки к поверхности тормозного шкива. При этом гидротолкатель не работает, шток находится в нижнем положении. При включении гидротолкателя поршень выдвигает шток вверх, рычаг, освободившись от действия пружины, расходится, растормаживая шкив. Растормаживание заканчивается при достижении поршнем толкателя крайнего верхнего положения.
Рис. 1. Колодочный тормоз:
1 - тормозной шкив; 2 - колодка;
3 - стойка; 4 - тяга; 5 - рычаг;6 - гидротолкатель;
7 - пружина; 8 - рама
Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.
Коэффициентом запаса торможения называется отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: наибольшего рабочего груза (для механизма подъема); массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета); массы крана с учетом уклона кранового пути, ветра рабочего состояния (для механизма передвижения); ветра рабочего состояния (для механизма поворота).